«Одна война»
1945-й. Канун Победы. На далеком северном острове пять женщин – «врагов народа», живут надеждой на прощение и ожиданием конца войны. С детьми. Их вина в том, что родили они в оккупации – от врагов. За ними присматривает капитан-инвалид Карпуша (Балуев). Он уже сжился с «фашистскими подстилками» и даже полюбил одну из них. Но на остров приплывает угрюмый и несловоохотливый майор НКВД (Хмуров). Его семья погибла в концлагере. Известие о капитуляции Германии его не радует – враг остался неотомщенным. Зачем он здесь, что станет с женщинами и детьми, что станет с островом, где в заповедных чащах живут бородатые раскольники, верующие в Господа?.. Кино это надо смотреть, а не пересказывать. Отмечу только: большинство зрителей выходило из кинозала с покрасневшими веками… По сути, это премьера Веры Глаголевой как режиссёра (если, конечно, не брать в расчет ее «Сломанный свет», снятый в далёком 1990 году). В этом фильме снимается ее старшая дочь Анна Нахапетова. «Сценарий великолепный, – оценивает фильм кинокритик Сергей Мотылёнок. – Глаголева нашла тему и нужные слова. Потому что драматургия – это слова, которые автор вкладывает в уста своих героев – и их он должен полюбить прежде всего. А этот фильм сделан с любовью. Режиссера – к сценарию, потом – к актёрам, которых тоже нужно влюбить в материал... Фильм, который сделан с любовью буквально ко всем. Даже к падшим... Смотришь картину – и принимаешь всё. Ставишь себя на место любого персонажа, даже майора НКВД, к которому отношение явно отрицательное. А потом – и его понимаешь...» Отметим также замечательную операторскую работу (Руслан Герасименков) и великолепную игру Балуева, Сурковой и Хмурова. И чисто субъективно: слёзы высохли быстро, а их место заняло ощущение пустоты. Женские характеры в фильме остались для меня каким-то общим местом. Может быть, потому, что в голове постоянно возникала аналогия с гениальным фильмом «А зори здесь тихие». А может, это просто усталость от темы… Данила Дольник, «ВП»
|